23.01.2021     0
 

Датчики автомобильного двигателя внутреннего сгорания. Список, описание и функции


Двигатели современных автомобилей работают под управлением электронного блока управления, по-простому ЭБУ, или «мозгами». Чтобы данному электронному «начальнику» знать, когда подавать искру, какое количество топливо необходимо для топливо-воздушной смеси, а также какой угол опережения зажигания нужно выставлять в определённый момент, применяются разнообразные датчики. Они следят за огромным количеством параметров и посылают сигналы в ЭБУ. Тот, в свою очередь, на основе получаемых данных поддерживает оптимальную работу силового агрегата.

В  материале хочу описать основные датчики автомобильного двигателя с инжекторной системой подачи топлива. На авто с карбюраторными моторами таких датчиков нет. Давайте перейдём непосредственно к самой теме статьи.

  • Датчик абсолютного давления (ДАД). Один из наиболее современных датчиков, пришедших на смену ДМРВ (О нём позже). Он информирует ЭБУ о разряжении воздуха во впускном коллекторе, помогая электронике рассчитать правильную смесь, учитывая ещё и его температуру. Выходит из строя относительно редко.
  • Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Его задача − измерять количество поступающего в двигатель воздуха. Устанавливается обычно после воздушного фильтра перед дросселем. Также служит для правильного расчёта ТВС. Достаточно старый датчик, от которого автопроизводители постепенно отказываются.
  • Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). Один из основных датчиков инжекторного двигателя авто. Как понятно из названия, он определяет скорость вращения коленвала, а также его положение. Обычно располагается рядом с коленвалом, в районе шкива или маховика. На этих деталях имеются специальные зубцы и метка, как раз необходимые для функционирования данного датчика. При его неисправности машина даже не заведётся.
  • Датчик положения распределительного вала (ДПРВ). Принцип его работы схож с ДПКВ. Он помогает определять ЭБУ положение верхней мёртвой точки для открытия топливной форсунки и впрыска топлива в нужный для этого момент.
  • Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). В основном располагается на корпусе дроссельной заслонки, сообщая блоку управления двигателем о степень открытия дроссельной заслонки. Она же, в свою очередь, напрямую связана с педалью акселератора.
  • Датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ). Обычно работает в паре с ДАД или ДМРВ. Сигнал, поступающий с этого датчика служит для корректировки топливо-воздушной смеси «мозгами» авто.
  • Датчик детонации (ДД). Обычно производитель размещают сей компонент в верхней части силового агрегата. Он, подобно микрофону, слушает двигатель и в случае постороннего металлического звука, что соответствует детонации, ЭБУ корректирует угол опережения зажигания.
  • Датчик кислорода (ДК). Он же лямбда-зонд. На старых авто (Евро-2) имеется всего один. А вот начиная с экологической нормы Евро-3 их уже два. Первый служит для определения количества кислорода в выхлопных газах. На основе его данных «мозги» регулируют пропорцию топливо-воздушной смеси. Второй же датчик, устанавливаемый после катализатора, показывает эффективность его работы.
  • Датчик давления масла (ДДМ). «Маслёнка», «Лампа Алладина», как только не называют зажигающуюся лампочку на панели приборов, сигнализирующую о низком давлении масла в двигателе. Этот датчик как раз является ключевым звеном этой системы.
  • Датчик скорости (ДС). На авто разных марках отличается конструкцией и принципом работы. Может устанавливаться на КПП, может быть элементом антиблокировочной системы. Однако его предназначение едино − определять скорость движения автомобиля. Это значение не только выводится на спидометр и учитывается одометром для подсчёта пробега, но и берётся во внимание ЭБУ при смесеобразовании.
  • Датчик неровной дороги (ДНД). Служит для регистрации колебаний кузова автомобиля при езде по неровной поверхности. На основании полученных от этого датчика сигналов, блок управления двигателем не учитывает пропуски зажигания от неравномерного вращения коленчатого вала.
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Тоже немаловажная деталь в автомобиле. Его задача очень проста − измерять температуру антифриза. По его показаниям электроника видит, что нужно держать прогревочные обороты и подавать более богатую смесь. Именно получая сигнал о превышении нормальной температуры в системе охлаждения, ЭБУ включает вентиляторы для охлаждения радиатора. Выход из строя ДТОЖ может стать причиной перегрева двигателя, что чревато серьёзными последствиями.

 

Как видим, каждый датчик по-своему важен в работе двигателя автомобиля. Без каких-то он вовсе не запустится, а при выходе из строя некоторых, продолжить работать дальше, но в аварийном режиме. Сигнал с поломанного датчика ЭБУ заменит усреднёнными параметрами. В данном случае на панели приборов, скорее всего, загорится «Check Еngine».

В сети есть довольно интересное и познавательное видео, наглядно показывающее работу каждого из перечисленных в публикации датчиков.

На этом всё. Берегите себя и свои автомобили!

0

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности